Δ

Правительство Архангельской области

Официальный портал
Поиск   ·  Выход

Развитие Архангельской области как арктического региона-лидера

Выступле­ние на сес­сии «Эффек­тив­ное управле­ние аркти­чес­кими тер­рито­ри­ями. Опор­ные зоны. Инвести­ци­он­ный потен­ци­ал регио­нов» Петер­бургско­го меж­дуна­род­ного эко­но­ми­чес­кого фору­ма, 18 июня 2016 года

Выступления и интервью Губернатора Новости
Арктика мобилизует регионы
Арктика мобилизует регионы

Уважаемые участники форума!

Архангельская область является одним из явных лидеров развития в Арктической зоне России и обладает солидным инвестиционным потенциалом. Архангельск – крупнейший город Мировой Арктики с населением более 350 тысяч человек
и крупнейшей агломерацией в 600 тысяч человек. Это мощный, всесторонне развитый центр промышленности, образования и науки.

Минэкономразвития России предложило сделать основой реиндустриализации Арктики восемь региональных «опорных зон».
Мы поддерживаем этот методологический подход, предложенный Александром Витальевичем Цыбульским, и разделяем понимание, что Арктику невозможно развивать по всей территории. Необходимо выделить точки роста и рационального приложения усилий, человеческих и финансовых ресурсов. Очевидно также, что в каждом регионе исторически сложились определенные компетенции, отраслевая специфика, ресурсная база; сформировались особые преимущества.

Полагаем, что для эффективного управления арктическими территориями рационально было бы развивать уже существующие компетенции, а не выстраивать новые и несвойственные для территории без наличия очевидных предпосылок. Подобный анализ компетенций приарктических субъектов позволит выявить их сильные и слабые стороны, определить специализацию «опорных зон».

Сегодня мы успешно реализуем этот подход: а в регионе уже сложилась «опорная зона» социально-экономического развития. Она характеризуется выгодным географическим положением, развитой железнодорожной инфраструктурой и круглогодичным портом. Архангельск является ключевым транспортным узлом для перевозок по Севморпути и снабжения арктических территорий, имеет кратчайшее «плечо» до центра страны.

Северодвинск является лидером судостроения и производства морской техники для Арктики: на «Севмаше» и «Звездочке» были построены всемирно известные платформы «Приразломная» и «Арктическая».

В регионе находится крупнейшая в Европе алмазоносная провинция.  Алмазодобывающие предприятия корпораций «АЛРОСА» и «Лукойл» дают 12% от российской добычи. На «Звездочке» действует ограночное алмазное производство. 

Архангельск – университетский город. Единственный в арктической зоне федеральный университет готовит специалистов для работы в Арктике. Сильны позиции региона в науке и полярной медицине.

В регионе действует три кластера – судостроительный, лесопромышленный и социальный, в стадии создания еще два – биотехнологический и рыбопромышленный.

Необходимо увязать в единый комплекс деятельность регионов, федеральных органов исполнительной власти и промышленности, упорядочить их взаимодействие. Руководитель Госкомиссии по вопросам развития Арктики Дмитрий Олегович Рогозин поставил это целеполагание в центр внимания, поместил задачу освоения Арктики в более широкий контекст.

Для ее полноценной реализации одного создания опорных зон будет недостаточно, необходимо мобилизовать весь научно-технологический и ресурсный потенциал страны от Европейской части до юга Сибири и Дальнего Востока и выстроить множество двухсторонних продуктивных связей между регионами.

Архангельская область считает такой вектор развития рациональным и готова поддержать его своими ресурсами. Мы предлагаем ряд проектов и направлений сотрудничества и приглашаем другие регионы включиться вместе с нами в работу по национальной интеграции усилий и ресурсов по освоению Арктики. Изложу наше понимание реализации такой комплексной интеграции.

1)  В транспортной сфере мы приглашаем регионы включиться в реализацию проекта строительства железнодорожной магистрали «Белкомур». Этот уникальный транспортный коридор, проходящий от Перми до Архангельска, свяжет Западную Арктику с Уралом и Сибирью, позволит перевозить грузы от Китая до Европы и США.

Проект был одобрен межправительственной комиссией для включения в Перечень стратегических проектов российско-китайского сотрудничества. Он будет реализован по механизму частной концессионной инициативы как один из приоритетных проектов новой редакции госпрограммы по Арктике.

 Осенью 2016 года планируется подготовить концессионное предложение по реализации проекта «Белкомур» от имени частного инвестора и внести его Минтранс России для рассмотрения совместно с федеральными органами исполнительной власти и субъектами в 4 квартале 2016 года, после чего планируется начать подготовку Межправительственного российско-китайского Меморандума о сотрудничестве по реализации проекта.

К участию в реализации проекта Белкомур» могут «подключиться» предприятия Урала и Сибири, и мы призываем регионы рассмотреть такую возможность, поскольку проект отвечает прежде всего их интересам.

Эффективная реализация проекта «Белкомур» связана с синхронным началом работ по строительству нового глубоководного района Архангельского морского порта. Порт обеспечит экономичную схему поставки товаров в западном направлении с кратчайшим железнодорожным плечом, недорогим и высокоэффективным современным портом с выходом в Атлантику. Будет создан транзитный коридор Юг-Север для продвижения экспортно-импортных грузов из азиатско-дальневосточного региона.

Создана управляющая компания для развития порта в лице акционерного общества «Арктический транспортно-логистический узел «Архангельск». Ближайшими целями проекта является представление Декларации о намерениях инвестирования в проект строительства нового глубоководного района морского порта Архангельск в Федеральное агентство морского и речного транспорта.

2)  В производственно-технологической сфере мы предлагаем реализовать проекты научно-производственного сотрудничества и промышленной интеграции регионов Сибири и Урала с арктическими регионами. Полагаем возможным развертывание в Арктической зоне производственных площадок, создание сборочных производств  и частичную локализацию, внедрение технологий и разработок. Это позволит выстроить масштабную научно-техническую кооперацию на взаимовыгодных началах, позволит использовать преимущества специализации регионов и удобные площадки в Арктике для «обкатки» технологий, что даст синергетический эффект, повысит национальную конкурентоспособность.

3)  В научно-образовательной сфере также существуют широкие возможности для взаимодействия. Недавно, 6 июня, ведущими арктическими вузами России было подписано соглашение о создании Национального арктического научно-образовательного консорциума.  Будет создано единое информационное поле, организованы научные и образовательные проекты.  Сформирована единая сетевая структура и научно-образовательная среда для решения задач освоения Арктики и обеспечения арктических проектов квалифицированными кадрами. Консорциум позволит нам стать более конкурентоспособными в мировом научно-образовательном пространстве, ликвидировать отставание от мировых лидеров.  Примером такого взаимодействия является Арктический плавучий университет  – флагманский проект Росгидромета и САФУ, который объединил многие вузы страны и мира и в данный момент работает в Арктике.

4)  В сфере выработки единых технических требований и стандартов качества, усовершенствования материалов, техники и продукции, предназначенных для использования в Арктике, вектор взаимодействия также был задан Д.О. Рогозиным, предложившим создать федеральный арктический полигон для технических испытаний, а также Арктический ГОСТ.

  Считаем, что этим задачам оптимально отвечают две площадки на архипелаге Новая Земля, которые дадут нам оптимальные условия для тестирования всех видов материалов и техники.

5)  В сфере обеспечения продовольственной безопасности большой потенциал открывается для поставок рыбы с Дальнего Востока в центральные районы страны через арктические порты Северо-Запада. Например, в Архангельске для этого уже имеется вся необходимая инфраструктура и кратчайшее транспортное плечо до Москвы. Такое сотрудничество обеспечит импортозамещение и позволит «раскатать» Севморпуть для перевозок рыбной продукции. Здесь не требуется крупных судов и больших глубин, нужно лишь грамотное планирование и приемлемые тарифы. Арктика также дает уникальные возможности для развития партнерства в нишевых производствах – семеноводстве картофеля, создании банков безвирусных семян, производстве мяса оленя и краба, аквакультуре. Мы приглашаем регионы к сотрудничеству по производству продуктов питания для Арктики.

6)  В социальной сфере широкие возможности для межмуниципального сотрудничества дают объединения арктических муниципальных образований – ассоциация «Арктические муниципалитеты» и Союз городов Заполярья и Крайнего Севера, работа которых направлена на повышение качества жизни населения Арктики. Это обмен опытом управления, межмуниципальные инициативы и проекты, совместное решение хозяйственных проблем.

7)  В международном аспекте российские приарктические регионы активно участвуют в работе влиятельных межрегиональных организаций в Арктике как на западе (Баренцев Евро-Арктический регион – задействованы 4 региона), так и на востоке (Северный форум  – 4 региона). Целесообразна консолидация усилий российских регионов, обмен положительным опытом и лучшими практиками, распространение результатов. Здесь могут иметься свои финансовые возможности, например, Программа приграничного сотрудничества «Коларктик».

Инструментами поддержки развития опорных зон и интенсивной кооперации российских регионов в Арктике могут стать следующие:

1)  Госпрограмма по Арктике в новой редакции с закреплением  опорных зон развития в Арктике;

2)  распространение опыта применения комплексных мер поддержки бизнеса и населения Дальнего Востока на приарктические территории;

3)  формирование национального финансового института по аналогии с Фондом развития Дальнего Востока;

4)  создание международного банка развития Арктики – с привлечением международных игроков.

Этот инвестиционный механизм будет поддерживать проектное финансирование на территории в российской и зарубежной Арктике. Он может работать по аналогии с Европейским Банком Реконструкции и Развития, Азиатским банком инфраструктурных инвестиций, Новым Банком развития БРИКС.

5)  создание единого оператора Севморпути для госзаказчиков  позволит снизить издержки для федеральных министерств, регионов и муниципальных образований, сделать доставку грузов в Арктику плановой и надежной.

Мегапроект «Арктика» – это поистине национальная задача  21 века, реализовать которую мы сможем лишь совместными усилиями.

Благодарю за внимание!

18 июня 2016, Правительство Архангельской области

Выступления и интервью Губернатора

Оперативные совещания

16 января Губер­на­тор: ситу­ация с поставка­ми топ­лива в Нян­дому тре­бу­ет жес­тких выводов

16 января Про­фил­ак­тика про­ис­шест­вий на льду оста­ёт­ся прио­ри­те­том для влас­тей Поморья

13 января Дип­лом Минэ­нер­го РФ – главе про­фильно­го регио­наль­ного ведомства

9 января Область дос­тойно выдер­жала испыта­ние морозами

26 декабря В ново­год­ние празд­ни­ки кон­троль за безо­пас­ностью севе­рян будет усилен

26 декабря В Поморье отмене­ны тор­жест­вен­ные и празд­ни­чные меро­прия­тия

19 декабря И вновь – теп­лос­наб­же­ние: на конт­ро­ле Соль­выче­годск, Нян­дома и Матигоры

19 декабря Игорь Орлов: «Са­мую актуаль­ную информа­цию о жизни райо­нов можно узнать в редак­ци­ях мес­тных газет»

12 декабря Поморье занима­ет лиди­ру­ющие пози­ции в стра­не по про­зрач­нос­ти гос­заку­пок

12 декабря За него­тов­ность к зиме спро­сит про­кура­тура

6 декабря Игорь Орлов: «Пос­ла­ние Пре­зи­ден­та дол­жно стать для всех руко­водст­вом к действию»

5 декабря Игорь Орлов: «Нор­мати­вы теп­лос­наб­же­ния дол­жны соб­людать­ся неу­кос­нитель­но!»

5 декабря Игорь Орлов: «К ужас­ной тра­ге­дии при­вело обыч­ное раз­гильд­яйс­тво»

5 декабря У ком­па­нии «Бел­ко­мур» – новый руко­води­тель

21 ноября Про­дол­жа­ют­ся про­фил­ак­тич­ес­кие рейды по про­вер­ке безо­пас­ности газос­набже­ния

21 ноября Про­хож­де­ние ото­питель­ного сезо­на в Соль­выче­год­ске – на конт­ро­ле опе­рат­ив­ной группы

14 ноября Игорь Орлов: «Пред­при­ятия регио­на дол­жны стре­миться попасть в новый кластер»

14 ноября Новые наз­наче­ния в пра­витель­стве Архан­гель­ской области

14 ноября Игорь Орлов: «Соз­да­ние бла­гоп­ри­ят­ного инвести­ци­он­ного кли­мата – важ­ная задача глав МО»

7 ноября Игорь Орлов приз­вал к рачи­тель­ному под­ходу при фор­миро­ва­нии мес­тных бюджетов