Δ

Правительство Архангельской области

Официальный портал
Поиск   ·  Выход

Выступление Губернатора Архангельской области И.А.Орлова на пленарном заседании V Международного форума «Арктика: настоящее и будущее»

8 дек­аб­ря 2015 года, Санкт-Пет­ер­бург

Выступления и интервью Губернатора Новости
Орлов И.А., губернатор Архангельской области. Фото forumarctic.com
Орлов И.А., губернатор Архангельской области. Фото forumarctic.com

«Арктические регионы: точки роста российской экономики»

Уважаемый Артур Николаевич, уважаемый Александр Витальевич, Дмитрий Олегович, губернаторы приарктических регионов России, уважаемые участники форума!

Архангельская область самым активным и деятельным образом участвует в освоении Арктики. Архангельский край, Поморье – это традиционно мощный индустриальный и транспортный центр Российского Севера, с разносторонне развитой экономикой, который многие столетия был единственной крепостью и началом России в Арктике и в истории уже переживал периоды резких подъемов. Поморский характер, который сформировался в условиях суровой природы на побережье Студёного моря, преодоления трудностей, отличает прежде всего приземлённость, немногословность, взвешенность, честность и прагматизм, где дело ценится гораздо выше, чем слово. В допетровские времена Архангельск был еще и единственным центром заморской торговли, поэтому мы как никто понимаем значимость международного сотрудничества, а опасные и долгие походы в море научили поморов помогать и доверять друг другу, так что сегодня мы высоко ставим ценности кооперации и взаимодействия с нашими соседями по Российской Арктике, уважаем их проекты и начинания.

Сегодня мы подводим итоги уходящего года – и обсуждаем те конкретные дела, которые нам удалось осуществить в Арктике и те идеи, которые мы хотели бы реализовать в будущем.

Крупные инфраструктурные проекты в сфере транспорта и освоения Северного морского пути: Белкомур – глубоководный порт

Принципиальное, критическое значение для развития Российской Арктики имеют развитие инфраструктуры и реализация крупных инфраструктурных проектов. В Архангельской области есть несколько таких проектов. По-настоящему прорывными для Российской Арктики проектами в сфере транспорта и освоения Северного морского пути должны стать железнодорожная магистраль «Белкомур» и глубоководный морской порт «Архангельск», которые мы намерены реализовать синхронно.

Грузооборот морских портов России возрастает, в том числе в Арктическом бассейне; прогнозируется дефицит портовых мощностей. Комплексное решение этой проблемы мы видим в создании нового морского глубоководного порта в Архангельске с возможностью круглогодичного захода крупнотоннажных судов дедвейтом до 75-100 тысяч тонн. Порт планируется построить в 55 километрах севернее города Архангельска в районе острова Мудьюгский.

Проект предусматривает строительство специализированных комплексов по перевалке нефтеналивных грузов, минеральных удобрений, контейнерных, строительных, лесных и генеральных грузов, угля и кокса. При выходе на полную мощность грузооборот может составить до 45 миллионов тонн в год (15-25 миллионов тонн для первой очереди строительства).

Строительство глубоководного морского порта в Архангельске будет способствовать продвижению интересов Российской Федерации в Арктической зоне, повышению стратегической безопасности страны. Глубоководный порт станет одним из ключевых элементов инфраструктуры Северного морского пути и откроет альтернативный маршрут движения экспортных и импортных грузопотоков.

Реализация проекта обеспечит независимый выход крупнотоннажных судов в Мировой океан. Новый маршрут позволит сократить расстояние перевозки грузов морским транспортом между Европой и Азией и даст существенную экономию на стоимости фрахта судна, что повысит коммерческую эффективность перевозок по Северному морскому пути, удешевит освоение и обслуживание нефтегазовых месторождений, позволит создать новую опорную инфраструктуру и сервисные базы вдоль побережья, даст импульс отечественному гражданскому судостроению и сервисной отрасли.

Проект глубоководного морского порта «Архангельск» самым тесным образом связан с проектом строительства железнодорожной магистрали «Белкомур» («Белое море – Коми – Урал»), который предполагает прокладку 712 километров новых участков, и модернизацию 449 километров железной дороги на направлении «Архангельск – Сыктывкар – Пермь». Инициаторами проекта выступают Архангельская область, Республика Коми, Мурманская область и Пермский край. Строительство «Белкомура» активно поддерживают Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа, Кировская и Свердловская области, Республика Карелия.

Комплексная реализация обоих проектов на 500-1000 километров сократит железнодорожное плечо для грузов, следующих с Урала и из Сибири, и даст импульс развитию мультимодальных перевозок. «Белкомур» и глубоководный порт «Архангельск» позволят ввести во внешнеторговый оборот очень большие объемы новых грузов и существенно нарастить транзитный грузопоток через Арктический бассейн. Это представляет интерес как для российских промышленных компаний, так и для китайских партнеров, и может коренным образом изменить социально-экономическую ситуацию в ряде северных территорий России. Реализация проекта «Белкомур» станет основой для развития территорий, создания дорог, новых транзитов перевалки грузов, строительства новых автомобильных дорог, развития энергетики и местной инфраструктуры, появления новых налогоплательщиков. Параллельно со строительством железной дороги будет создано порядка 40 инфраструктурных проектов и до 28.000 рабочих мест, в том числе в ранее труднодоступных территориях, расширится освоение лесных ресурсов и разработка месторождений полезных ископаемых.

Проектирование «Белкомура» планируется начать в ближайшие два года, затем будет развернуто строительство. Планируется, что железнодорожная магистраль будет находиться в концессии, что подразумевает возмещение вложенных инвестиций государством, начиная с 2022 года.

Правительства Архангельской области, Республики Коми и Пермского края инициировали переговоры с корпорациями и потенциальными инвесторами из Китайской Народной Республики. 3 сентября 2015 года в Пекине в рамках визита Президента было заключено соглашение о совместной реализации проекта строительства железнодорожной магистрали «Белкомур», сторонами по которому являются межрегиональная компания «Белкомур» и компания «Poly Technologies, Inc.», входящая в число 500 крупнейших компаний мира. Соглашение предполагает, что китайская сторона примет участие в финансировании, проектировании и строительстве новых и модернизации действующих отрезков железной дороги.

Проект строительства глубоководного морского порта «Архангельск» также предполагается реализовать в форме государственно-частного партнерства, где строительство будет финансироваться на условиях концессии заинтересованными инвесторами, в том числе китайскими, которые проявляют к проекту большой интерес.

В настоящее время Правительство Архангельской области в тесном сотрудничестве с партнерами ведет интенсивную подготовительную работу по проекту глубоководного порта «Архангельск». Разрабатывается техническая и финансовая концепция порта. Начата работа по актуализации грузовой базы и технических решений. Намечен подробный план взаимодействия с проектными, финансовыми институтами, федеральными органами государственной власти и китайскими партнерами.

Проекты «Белкомур» и «Глубоководный порт в Архангельске» рассматривались профильной рабочей группы Госкомиссии по Арктике. Мы предлагаем включить их в новую редакцию государственной программы «Социально-экономическое развития Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года».

Крупные инфраструктурные проекты в горнодобывающей отрасли – Павловское, алмазы

Не менее важным для нас проектом, но уже в горнодобывающей отрасли, является проект разработки Павловского серебросодержащего свинцово-цинкового месторождения на архипелаге Новая Земля. Проект «Павловское» будет реализовываться «Первой горнорудной компанией», входящей в управленческий контур «Росатома». В марте текущего года Правительство Архангельской области и АО «Атомредметзолото» подписали соглашение о сотрудничестве по реализации проекта «Павловское».

Павловское месторождение является одним из крупнейших месторождений полиметаллов в Российской Федерации (свинец и цинк). В 2014 году АО «Первая горнорудная компания» завершило комплекс геологоразведочных работ и в настоящее время ведет проектные работы. Строительство горно-обогатительного комбината планируется завершить в 2019 году. Суммарные запасы цинка составили 1,97 млн. т, свинца – 0,45 млн. т. В качестве попутного компонента определено серебро. Прогнозные ресурсы составляют более 16 млн. тонн цинка и 3 млн. тонн свинца.

Основные объекты строительства: карьер, горно-обогатительная фабрика, заводская инфраструктура, порт, дороги, вахтовый поселок на 500 человек. В 2019 году после выхода на проектную мощность месторождение займет 2 место среди российских производителей (220.000 тонн цинкового концентрата, 50 тонн свинцового концентрата и 16 тонн серебра в год). Ежегодная добыча руды на Павловском месторождении до 2034 года составит 1,5-2,0 млн. т.

Проект «Павловское» является самым северным в Российской Арктике горнодобывающим производством, но, что еще более важно, создаваемый для него инфраструктурный комплекс станет мощной опорной базой для наращивания российского промышленного освоения Арктики на Новой Земле. В конце ноября «Первая горнорудная компания» выступила с предложением о создании на острове Южный обслуживающей инфраструктуры совместного использования, которая служила бы интересам целого ряда российских корпораций и организаций и позволила бы существенно снизить издержки.

Правительство Архангельской области безусловно поддерживает эту инициативу «Росатома» как отвечающую стратегическим интересам России в Арктике. При ее реализации мы получим на островной территории Архангельской области – на входе в акваторию Северного морского пути – критически важный объект инфраструктуры, сервиса и обеспечения, что благоприятно скажется как на безопасности мореплавания в Арктике, так и на поддержании готовности к чрезвычайным ситуациям.

На территории Архангельской области расположена единственная в Европе алмазоносная провинция. Правительство региона уделяет самое пристальное внимание становлению алмазодобывающего сектора Поморья. Рост налогов в бюджет региона – более чем в 4,5 раза (при сравнении сумм уплаченного налога за периоды 2014 и 2015 годов. Достижение этого показателя стало возможно благодаря введению в эксплуатацию новых горно-обогатительных комбинатов.

На арктических территориях Архангельской области уже успешно работает два крупных предприятия горнодобывающей сферы – это горнообогатительные комбинаты «Лукойла» и «Алросы» на месторождениях имени Гриба и имени Ломоносова. С введением в 2014 году новых производственных мощностей заметно выросла доля вида деятельности в общем объёме промпроизводства в регионе с 1% в 2013 году до 10% за 9 месяцев 2015 года. Если до 2014 года доля Архангельской области в добыче алмазов в России составляла 3%, по итогам 2014 года – 7%, в текущем году, по оценкам, может достичь 13%.

Добыча алмазов в ближайшие годы будет постепенно нарастать и достигнет 7 млн. карат к 2018 году. Это важный вид деятельности для нас, который реально создаёт новые рабочие места и увеличивает налоговую отдачу. В сфере добычи общераспространенных полезных ископаемых прогнозируется рост добыче гипса – более 11%.

Лесной сектор

Архангельская область – один из наиболее развитых лесохозяйственных центров Российской Федерации. Традиционно сильными отраслями в Архангельской области являются лес, деревообработка, целлюлозно-бумажная промышленность. В такт глобальному промышленному развитию эти отрасли модернизируют своё производство, повышают степень переработки сырья, вводят новые виды продукции, приводят свои промышленные объекты и продукцию в соответствие с высокими международными стандартами.

Важнейшая задача региональной власти – совместно с бизнес-сообществом вывести лесопромышленный комплекс на качественно новый уровень, в регионе должны развиваться производства по глубокой переработке древесины, в том числе отходов лесопиления.

Для достижения данной задачи необходимо: углубить переработку леса, открыть новое лесное производство, «подключить» отходы к энергетике, чтобы в перспективе полностью отказаться от привозного топлива.

В настоящее время при переработки древесины эффективно используется не более 40-50% от объема сырья, остальное уходит либо в отвалы, либо сжигается. Есть все основания полагать, что лесные ресурсы могут лечь в основу новой энергетической и экологической политики.

В октябре текущего года в Онеге был запущен новый завод по производству экологически чистого топлива – пеллет. До конца года планируется достичь выработки порядка 300 тысяч тонн пеллет в год, а производитель – предприятие «Бионет» – станет крупнейшим заводом по переработке отходов лесопиления не только в России, но и в Европе.

Масштабная модернизация лесопромышленного комплекса позволит качественно изменить структуру выпуска, обеспечив производство продукции с высокой добавленной стоимостью, а также приведет к рациональному использованию лесных ресурсов.

Получает развитие новая организационная форма лесопромышленного комплекса – инновационный лесопромышленный кластер. В состав кластера «ПоморИнноваЛес» вошли 24 организации. Кластер объединил крупных отраслевых бизнес-игроков, представителей малого и среднего бизнеса, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных, сервисных и логистических услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимостью в сфере производства и реализации товаров и услуг.

На арктических территориях региона осуществляется и планируется целый ряд инвестиционных проектов в лесном комплексе:

— модернизации полного производственного цикла на ОАО «Архангельский ЛДК № 3».

— ОАО «Архангельский ЦБК» «Реконструкция производства картона».

— «Модернизация производственных мощностей по выпуску фанеры на ЗАО «Архангельский фанерный завод».

— создан первый в России инновационный лесопромышленный кластер «ПоморИнноваЛес», объединивший 24 предприятия отрасли, научные и образовательные учреждения (САФУ, СевНИИЛХ), транспортные и сервисные компании.

— на базе ОАО «Архангельский ЦБК» планируется строительство лесного селекционного семеноводческого центра производительностью до 9 млн. сеянцев с закрытой корневой системой. Данный центр одновременно будет разрабатывать инновационные технологии по выращиванию посадочного материала.

— совместный проект ООО «Беломорский лес», МО «Город Новодвинск», ОАО «Архангельский ЦБК», ЗАО «Архангельский фанерный завод» по строительству многоэтажных домов с применением наружных ограждающих конструкций, изготовленных на деревянном каркасе;

— совместный проект ООО «Беломорский лес», МО «Приморский муниципальный район», ОАО «Архангельский ЦБК», ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет» по строительству малоэтажных жилых домов с применением наружных ограждающих конструкций;

— совместный проект ООО «Архбиоэнерго», ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет» по разработке технологии сжигания древесного топлива, проектированию и строительству котельной на;

— совместный проект ФБУ «СевНИИЛХ», ОАО «Архангельский ЦБК», ООО ПКП «Титан», ООО «НордТехСад», Фермерское Хозяйство «Биолабратория» по применению биоудобрений при производстве посадочного материала с закрытой корневой системой в ЛССЦ;

— совместный проект ОАО «Соломбальский машиностроительный завод», ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет» по созданию образца многофункциональной лесной машины по переработке биомассы порубочных отходов лесозаготовок в топливные брикеты в условиях лесосеки. В качестве инициативного проекта на базе ОАО «Соломбальский машиностроительный завод» предполагается организовать производство лесохозяйственных машин, оборудования и инвентаря;

— совместный проект ООО «Техносервис», ОАО «Архангельский ЦБК» по разработке промышленной технологии гранулирования древесной золы без использования химикатов с целью массового применения в сельском хозяйстве.

Рыболовство и аквакультура

Старейшим и самым крупным рыбопромышленным предприятием региона является – ОАО «Архангельский траловый флот».

В конце 2013 года новым собственником предприятия стало ООО «Вирма», входящее в состав Северо-Западного рыбопромышленного консорциума. Между Правительством Архангельской области и компанией-инвестором было заключено акционерное соглашение, в которое был включён целый пакет социальных обязательств, в том числе касающихся развития портовой инфраструктуры и возрождения Маймаксанского грузового участка. Кроме того, удалось достичь договоренности не выводить в другие регионы рыбные квоты. Все эти обязательства компания выполнила, а в 2014 году впервые за многие годы «АТФ» получил прибыль.

Серьёзные перспективы у АТФ связаны с реализацией стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации. При наращивании морского и железнодорожного грузооборота Маймаксанский грузовой участок может стать крупным транспортно-логистическим узлом по перевалке не только рыбной продукции, но и других видов грузов. При существующей инфраструктуре порт может принимать ежегодно до 80 тысяч тонн грузов. Архангельский траловый флот готов увеличить объёмы перевалки до 100-150 тысяч тонн рыбы в год, с учетом продукции предприятий Дальнего Востока. Неоспоримым преимуществом Архангельска является короткое транспортное плечо до рынков сбыта в Центральном регионе страны и высокая транспортная доступность – как железнодорожным, так и автомобильным транспортом, наличие незагруженных транспортных мощностей.

Энергетика

В сфере энергетики в Архангельской области твердо наметился переход на более экологически чистые и безопасные для хрупкой природы Арктики виды топлива – природный газ, продукты деревообработки – биотопливо и пеллеты.

Перспективными проектами, привлекающими интерес потенциальных инвесторов, являются проекты создания завода по сжижению природного газа, поступающего по трубопроводу, для снабжения островных и малонаселенных отдаленных территорий Российской Арктики, а также проект приливной электростанции в Мезени, способной обеспечить энергией даже большие промышленные объекты.

В рамках международного сотрудничества в Архангельской области на ряде мостовых переходов были установлены осветительные приборы, работающие на солнечной и ветряной энергии.

В ноябре Архангельская область получила престижную награду за победу в номинации «Лучшая комплексная региональная система управления энергосбережением и повышением энергоэффективности» на IV международном форуме ENES-2015.

Нефтегазовый сектор

В сфере производства оборудования для нефтегазового сектора также сложились благоприятные условия для налаживания импортозамещающего производства в архангельском регионе. У нас имеется развитая научная и производственная база, большой опыт работы в машиностроительной отрасли, выгодное транспортное положение, что позволит сократить расходы. В области ведется работа по интеграции региональной промышленности в крупнейшие арктические проекты. Так, проекте «Ямал СПГ» занято более пятидесяти предприятий архангельского региона: морской и речной порты, судоходные, машиностроительные и инжиниринговые компании. Они проектируют, строят, снабжают объекты добычного комплекса и нового морского порта Сабетта.

Архангельская область способна стать крупным технологическим центром по изготовлению компонентов для добычи, транспортировки и переработки нефти и газа, а также базой морского обеспечения проектов. Практическая работа предприятий региона в Арктике уже успешно доказывает это.

Создание в регионе судостроительного кластера позволяет решать амбициозные задачи и участвовать в крупнейших проектах. Так, свободные мощности «Звездочки» подходят для строительства морских платформ, в том числе для нового большого проекта «Арктик СПГ 2» – его, как и «Ямал СПГ». Потенциал архангельских и северодвинских компаний может быть востребован при строительстве производственной базы «Кольская верфь» в Мурманской области. Северодвинские предприятия «Севмаш» и «Звёздочка», построившие платформы «Приразломная» и «Арктическая», вновь готовы производить конструкции для нефтегазовой промышленности и суда гражданского назначения. Кроме того, в регионе удобно размещать базы обеспечения и сервиса для нефтегазовых и иных проектов, это выгодно с точки зрения логистики.

Одну такую базу с производственными цехами на левом берегу Северной Двины строит компания МРТС. База «Левый берег» уже стала крупным транспортно-логистическим узлом, через который идет снабжение проектов в районе Обской и Байдарацкой губы, Ямала и Сахалина. Кроме того, тут налажено производство сложных металлоконструкций, необходимых для строительства в Арктике, здесь же работает единственная в России школа сварщиков, где учат автоматической сварке труб большого диаметра для укладки подводных трубопроводов. К 2017 году на базе МРТС будут трудиться более тысячи человек, и все это – рабочие места для архангелогородцев.

В региональном правительстве большие надежды возлагают и на развитие судоходства по Северному морскому пути. Архангельск – одна из ключевых точек на этой дороге, и нет сомнений, что наш порт будет использоваться при перевозке грузов по арктической магистрали.

Северный морской путь – кратчайший маршрут для транспортировки грузов между Европой и Азией. Значение этого маршрута растет год от года. По прогнозам, в 2015 году грузооборот на данной магистрали достигнет четырех миллионов тонн. Архангельск является ключевым выходом на Севморпуть в европейской части России: именно через наш город проходит самая короткая дорога между северными морями и центральными регионами страны. Поэтому наш порт можно использовать и для снабжения арктических проектов, и для доставки грузов на материк.

Международное сотрудничество: конференция Совбеза – Баренцев регион – Северный форум

1.  В сентябре – большая конференция по безопасности в Арктике, под эгидой Совбеза. Впечатляющие учения – авиация, морские, речные суда, водолазы. 10 стран (послы, дипломаты, высокие представители, ведущие ученые), 11 регионов России. Успешно прошла.

2.  Председательство в Баренцевом региональном совете и Баренцевом региональном комитете.

Взаимодействие с приграничными государствами Арктической зоны и проведение мероприятий на федеральном уровне. Ожидаемые результаты: реализация взаимовыгодных инициатив в области транспорта, инфраструктуры и логистики, обладающих практическим потенциалом. Реализация взаимовыгодных проектов, презентации инвестиционных возможностей транспортного комплекса входящего в СБЕР российских регионов и привлечение иностранных инвестиций.

В июне – июле 2016 года в Архангельске пройдет встреча министров транспорта стран-членов Баренцева региона.

Авиасообщение: Архангельск – Мурманск – Тромсё

Организация круизов, следующих вдоль Норвегии далее на Соловки, в Архангельск.

Развитие круизной линии от Шпицбергена на Землю Франца-Иосифа.

3. Активизация участия в международных форумах, посвященных арктической проблематике. Приняли решение присоединиться к авторитетной международной региональной организации в Арктике – Северному форуму, в статусе наблюдателя. Богатый опыт, готовы поделиться.

Образование и наука – САФУ, СГМУ, научный центр РАН

Позиции Архангельской области в Арктической зоне России очень прочны, прежде всего, в научно-образовательной сфере. В Архангельске и Северодвинске сосредоточены все научные структуры и вузы региона.

Направления: Развитие науки и передовых технологий, проведение комплексных научных исследований, развитие трудовых ресурсов. Ожидаемые результаты: наличие высококвалифицированных специалистов высшего профессионального и среднего специального образования для работы в арктических условиях; формирование конкурентно-способного научно-технологического сектора в области разработки и внедрения передовых технологий, разработка новых или адаптация существующих технологий к арктическим условиям.

1. САФУ – 5 лет В 2015 году, единственный федеральный университет в АЗРФ.

Основным поставщиком инноваций в Архангельской области, нацеленных на использование в Российской Арктике, является Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, созданный в целях кадрового обеспечения деятельности в Арктике. База студенческих практик САФУ включает предприятия Северодвинска, нефтегазовые корпорации, транспортные компании, службы реагирования на чрезвычайные ситуации в Арктике.

Благодаря совместным усилиям САФУ, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и Архангельского отделения Русского географического общества в 2012 году совершил свой первый рейс «Арктический плавучий университет». «Арктический плавучий университет» – инновационная форма научно- образовательного сотрудничества, во время которого молодые исследователи Арктики получают знания и навыки в реальных условиях северных морей. Экспедиционный проект реализуется на борту научно-исследовательского судна «Профессор Молчанов», это единственное в Европе научное судно, совмещающее в себе уникальную лабораторию для проведения научных изысканий и практическую базу по подготовке специалистов-исследователей. На сегодняшний день Плавучий университет совершил 7 рейсов в Арктику, в которых приняли участие около 400 молодых ученых—исследователей. В 2014 году проект был удостоен премии Русского географического общества в номинации «Экспедиции и путешествия».

2. Научный центр РАН

Фундаментальная и прикладная наука традиционно была представлена восьмью учреждениями Федерального агентства научных организаций (ФАНО) во главе с Архангельским научным центром Уральского отделения Российской академии наук.

Архангельский научный центр ФАНО принимал непосредственное участие в разработке Плана мероприятий по реализации Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и проекта соответствующей Государственной программы социально-экономического развития макрорегиона.

Сегодня в научно-образовательной сфере проводится ряд преобразований – 30 сентября в Архангельске на базе Архангельского научного центра был создан Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики Российской Академии Наук (ФИЦКИА).

Центр объединит и расширит возможности уже действующих в Архангельской области научно-исследовательских институтов, научных организаций и опытных станций Российской Академии наук. Также предполагается создание новых институтов и лабораторий.

3. СГМУ и медицинский научный центр.

Кроме того, в Архангельске предлагается создать комплексный научный центр по изучению медицинских проблем в Арктике. Такой центр мог бы стать функционировать на базе Северного государственного медицинского университета. Северный государственный медицинский университет – единственный специализированный медицинский вуз во всей Арктической зоне России. СГМУ обладает обширной клинической базой, в нем проводятся исследования в области полярной медицины и здоровья коренного населения.

Сегодня СГМУ представлен большой делегацией (5 человек) во главе с ректором. Будем приветствовать установление новых связей в интересах укрепления здоровья коренных жителей Арктики и людей, выполняющих стратегические задачи в Арктике ограниченный срок.

Экология

Достижения: плановый, масштабный отказ от мазута и угля в качестве топлива, переход на биокотельные; очистка островов Земли Франца-Иосифа от ущерба прошлых лет; раздельный сбор мусора в Северодвинске и Архангельске; система утилизации ртутьсодержащих ламп (независимые экологические организации приятно удивлены развитости этой системы в регионе); масштабная уборка мусора на арктических пляжах Белого моря; высокая степень гражданской активности – акции по очистке, субботники; культурно-экологический молодежный фестиваль «Тайбола» на берегу Белого моря – престижные федеральные награды организаторам.

Достижения в сфере арктического туризма: Земля Франца-Иосифа – резкий рост турпотока, большой интерес со стороны круизных операторов; разработка новых программ местными туроператорами; постепенно развивается индустриальный туризм.

Кроме того, в Архангельской области активно развиваются зимние виды спорта, в том числе экстремальные. Большой популярностью пользуется традиционная северная культура, регион остается важным центром духовности.

Выступления и интервью Губернатора

Оперативные совещания

16 января Губер­на­тор: ситу­ация с поставка­ми топ­лива в Нян­дому тре­бу­ет жес­тких выводов

16 января Про­фил­ак­тика про­ис­шест­вий на льду оста­ёт­ся прио­ри­те­том для влас­тей Поморья

13 января Дип­лом Минэ­нер­го РФ – главе про­фильно­го регио­наль­ного ведомства

9 января Область дос­тойно выдер­жала испыта­ние морозами

26 декабря В ново­год­ние празд­ни­ки кон­троль за безо­пас­ностью севе­рян будет усилен

26 декабря В Поморье отмене­ны тор­жест­вен­ные и празд­ни­чные меро­прия­тия

19 декабря И вновь – теп­лос­наб­же­ние: на конт­ро­ле Соль­выче­годск, Нян­дома и Матигоры

19 декабря Игорь Орлов: «Са­мую актуаль­ную информа­цию о жизни райо­нов можно узнать в редак­ци­ях мес­тных газет»

12 декабря Поморье занима­ет лиди­ру­ющие пози­ции в стра­не по про­зрач­нос­ти гос­заку­пок

12 декабря За него­тов­ность к зиме спро­сит про­кура­тура

6 декабря Игорь Орлов: «Пос­ла­ние Пре­зи­ден­та дол­жно стать для всех руко­водст­вом к действию»

5 декабря Игорь Орлов: «Нор­мати­вы теп­лос­наб­же­ния дол­жны соб­людать­ся неу­кос­нитель­но!»

5 декабря Игорь Орлов: «К ужас­ной тра­ге­дии при­вело обыч­ное раз­гильд­яйс­тво»

5 декабря У ком­па­нии «Бел­ко­мур» – новый руко­води­тель

21 ноября Про­дол­жа­ют­ся про­фил­ак­тич­ес­кие рейды по про­вер­ке безо­пас­ности газос­набже­ния

21 ноября Про­хож­де­ние ото­питель­ного сезо­на в Соль­выче­год­ске – на конт­ро­ле опе­рат­ив­ной группы

14 ноября Игорь Орлов: «Пред­при­ятия регио­на дол­жны стре­миться попасть в новый кластер»

14 ноября Новые наз­наче­ния в пра­витель­стве Архан­гель­ской области

14 ноября Игорь Орлов: «Соз­да­ние бла­гоп­ри­ят­ного инвести­ци­он­ного кли­мата – важ­ная задача глав МО»

7 ноября Игорь Орлов приз­вал к рачи­тель­ному под­ходу при фор­миро­ва­нии мес­тных бюджетов