Δ

Правительство Архангельской области

Официальный портал
Поиск   ·  Выход

Скачать логотип

Северные конвои, 1941-1945 гг.

К 75-ле­тию при­хода в Архан­гельск пер­вого союз­ного кон­воя «Дервиш»

31 августа 1941 г. к причалам Архангельского порта подошли шесть иностранных судов, прикрываемых боевыми кораблями под британским флагом. Тогда мало кто в Архангельске знал, что операция по проводке этого каравана носила кодовое название «Дервиш», и уж никто не мог даже догадываться, что последовавшие за «Дервишем» конвои проложат самый важный для СССР маршрут. До 1944 года этот маршрут будет призван обеспечить открытие второго фронта в Арктике и на протяжении всей войны будет обеспечивать ее исход на самом главном морском театре военных действий. Кроме того, в мировую историю северные конвои войдут как уникальный опыт сотрудничества более чем 40 наций и флотов в борьбе против общего врага – нацизма.

История северных конвоев неразрывно связана с историей международных отношений и договоренностей, на основе которых стратегические грузы  доставлялись в СССР и обратно.  В основе этих договоренностей  лежал американский закон о ленд-лизе от 11 марта 1941 г. и советско-британское «Соглашение о товарообороте, кредите и клиринге» от 18 августа 1941 г. Согласно биллю о ленд-лизе (lend- от англ. сдавать в аренду, lease – передавать взаймы) США имели право на время войны передавать своим союзникам оружие и материалы, необходимые для совместной борьбы. До вступления США в войну эти поставки осуществлялись по кредиту, но уже с 1942 года – на бескредитной основе и на основе новой концепции ленд-лиза, получившей название «пула».

В самом начале войны, в частности в ходе битвы под Москвой, заве­зенные по Первому (Московскому) Протоколу (подписанному 1 октября 1941 г. на поставки в СССР на срок до 1 июля 1942 г.),  стратегические материалы позволяли на 30-40% восполнить потери, понесенные Красной Армией в бо­евой технике. Если принять во внимание колоссальные потери, которые понесли советские войска в первые месяцы войны, эта помощь была весьма ощутимой. Однако, как выяснилось, несмотря на огромные жертвы, Красная Армия по-прежнему превосходила германскую по основным количественным и даже качественным показателям. По данным Главных управлений РККА на начало 1942 г., СССР мог выставить вдвое и даже втрое больше танков и самолетов, нежели их имели армии Германии на Востоке. Поэтому в тот пе­риод важнее было наладить собственное, причем более современное про­изводство и заручиться моральной поддержкой со стороны ведущих мировых держав. Именно такую роль и сыграли англо-американские поставки в 1941-1942 гг. Не случайно, большая часть союзного вооружения была отправлена на московское направление.  А 3/4 направленных в Россию грузов составляли станки, промышленное оборудование и сырье – то, что требо­валось Советскому Союзу в первую очередь для налаживания собственного производства.

В этот период северный маршрут поставок являлся основным. По нему за первый год войны проследовало 61% всех грузов, ввезенных в Советс­кий Союз из-за рубежа, включая практически все оружие. Поэтому именно здесь, в Арктике, разгорелись и основные морские сражения войны. Они стоили союзникам потери 57 транспортов (в том числе четыре советских) и шесть боевых кораблей, включая новейшие британские крейсера «Эдинбург» и «Тринидад».

***

Большую поддержку СССР продолжали оказывать союзники и в ходе сра­жений «коренного перелома», совпавших в целом по времени с реализаци­ей Второго (Вашингтонского) Протокола. К этому времени стабилизирова­лась ситуация на Тихом океане и в Северной Африке, началась реализация американской программы военного производства (т.н.«Программы Победы»), заработали новые маршруты поставок: АлСиб, «персидский», «африканский» и «тихоокеанский» коридоры. В результате в течение второго года войны помощь союзников по объему была вдвое, а по стоимости – почти втрое больше, чем поставки по Московскому Протоколу.

И хотя по Вашингтонскому соглашению союзники выполнили свои обяза­тельства лишь на 3/4, импортные оружие и материалы сыграли весьма важ­ную роль в создании »коренного перелома» в Великой Отечественной вой­не. Поставленных по Второму Протоколу самолетов вполне хватило, чтобы заменить потери советской авиации во всех основных сражениях этого пе­риода. Импортного производства был и каждый десятый танк действующей армии. Причем военные поставки по-прежнему занимали лишь четверть тоннажа. Остальное место в трюмах транспортов было загружено промыш­ленным оборудованием и сырьем.

Расширение существующих и создание новых маршрутов поставок, опре­деленно снизило роль «северного коридора». И хотя завезенные этим маршрутом грузы (986 тысяч тонн) в абсолютном выражении даже несколько превысили количество грузов, доставленных в течение первого протоколь­ного периода, однако в общем объеме поставок в СССР их доля снизилась с середины 1942 г. до конца 1943-го с 61% до 16%. Впрочем, по нему в СССР по-прежнему направлялись почти все британские поставки, а также наиболее срочные заокеанские грузы. Около половины всего ввезенного в Советский Союз оружия было доставлено также северными конвоями. Одновременно с  обеспечением Советского Союза стратегическими материалами проводка конвоев в Арктике позволяла британскому Адмиралтейс­тву при поддержке кораблей союзников и агентов в Норвегии более точно отслеживать нахождение главных сил Кригсмарине, предотвращая их выход на просторы Атлантики, по которым проходили основные артерии, обеспе­чивавшие жизнеспособность Британских островов. Эти причины стоили то­го, чтобы по-прежнему рисковать флотом. В ходе боев в 1943 г. союзники потеряли пять боевых кораблей и 26 транспортов. Серьезный урон понесли в Арктике и соединения Кригсмарине. С потоплением в этот период трех германских боевых кораблей, включая тяжелый крейсер «Шарнгхорст», и четырех подводных лодок, с повреждением «Тирпица» и «Хиппера», стратегическая инициатива на этом ТВД окончательно перешла на сторону коалиции. На ее стороне она оставалась до конца войны. Последнее обстоятельство в зна­чительной мере способствовало увеличению ввоза импортных грузов в Ро­ссию.

***

Основной объем помощи союзников для СССР пришелся на 1944-1945 гг. Он составил 9,9 млн тонн (или 3/5 всех грузов военного времени). В состав этих поставок включены и грузы, ввезенные Канадой, подписавшей самостоятельно Третий Протокол. В отличие от поставок по Второму и особенно Первому (часто называемому «британским») Протоколам почти 90% всех материалов и оружия поступило в конце войны из США. Кораблей и самолетов, переданных по последним Протоколам, а также по специальной дополнительной к четырем Протоколам программе помощи СССР для войны против Японии (т.н.«программе 17 ок­тября» или «Майлпоуст»),  хватило бы для того, чтобы полностью вос­полнить потери в ходе всех стратегических операций, проведенных со­ветскими Вооруженными силами в конце войны; артиллерийских стволов – на четверть, танков – на 11%. Каждая вторая бронемашина и каждый деся­тый танк, направленные в этот период во фронтовые соединения, были им­портного производства. Благодаря союзным поставкам по сути были созда­ны еще два флота, равные по составу Северному и Тихоокеанскому. Почти вся поставленная техника была испытана на фронтах войны и с учетом этого заказывалась советскими специалистами. Высоким качеством отлича­лись средства связи и специальная аппаратура. Поэтому они занимали в советских заявках особое место. Радиостанциями и телефонными аппарата­ми, поставленными в СССР в 1944 – 1945 гг., можно было бы оснастить от 300 до 500 дивизий. Свыше 80 % радиолокационной аппаратуры в войсках и на флоте также были англо-американского производства.

Однако самолеты, танки, корабли и другие военные грузы в общем объ­еме ввезенных в СССР в конце войны материалов занимали всего лишь 9 % тоннажа. Остальная часть была отведена под промышленное оборудование, металлы, нефтепродукты. Четверть всего тоннажа занимало продовольст­вие. Другая четверть была отведена под средства транспорта – автомоби­ли, локомотивы, вагоны и специальное оборудование.

Переход инициативы к союзным флотам и увеличение поставок в конце войны обусловили возрастание и роли северного маршрута. В 1944-1945 гг.  по нему было доставлено 22 %  всех грузов. В абсолютном выражении это составило 2,2 млн тонн,  что превысило завезенные этим путем грузы в период действия первых двух Протоколов.  Причем  советские грузовые суда  с  конца  1943 г.  были исключены из ордеров конвоев,  большей частью груз лег на транспорты союзников, главным образом, под амери­канским флагом.

Всего за годы войны северным маршрутом было проведено, по моим подс­четам, 745 судов.  В обратном направлении проследовало 699 транспортов. В боях союзники безвозвратно потеряли 43 грузовых парохода и 22 боевых корабля.

Суммируя помощь, оказанную союзниками СССР-России в годы войны, нужно признать ее большую значимость. Благодаря ей в СССР были высво­бождены для фронта дополнительные трудовые резервы, на 70-75 % теоретически была обеспечена продовольствием и средствами связи армия, повысилась ее мобильность, в определенной степени были восполнены потери боевой техники. В то же время исследование изменения концепции ленд-лиза (от инструмента ведения войны без участия в военных действиях к "концепции пула" и впоследствии – к фактору вовлечения СССР в мировую экономику) позволило выявить историческое место этой помощи: она была нужна СССР ровно настолько, насколько был нужен коалиции "Русский фронт". 


18 августа 2016, Михаил Супрун

Дервиш

Задача инициаторов установки мемориала – привлечь внимание современной молодёжи к подвигу жителей Кегострова

20 октября Памят­ный знак к 75-ле­тию «Дер­виша» уста­но­ви­ли на остро­ве Кего

18 октября Прин­цесса Анна поблаго­да­ри­ла пра­витель­ство Архан­гель­ской области за органи­за­цию празд­но­ва­ния юби­лея «Дервиша»

Импровизированная картинная экспозиция насчитывает порядка 20 работ и растянулась на полкилометра

15 сентября Рабо­та мас­те­ров граф­фити отмече­на дип­лома­ми и памят­ными подарками

Фото с сайта kremlin.ru

2 сентября Вла­ди­мир Путин: «Мы относ­им­ся к участ­ни­кам север­ных кон­во­ев как к героям»

1 сентября «Зелё­ная Рос­сия»: стар­то­вое меро­прия­тие акции в Архан­гель­ске посвяти­ли «Дервишу»

Фото Николая Гернета

1 сентября «Дер­виш-75»: сох­ра­няя память о под­виге геро­ев Арктики

В этом году учебное заведение пополнилось 43 новичками, которые примерили на себя курсантскую форму

1 сентября Связь поколе­ний: от соло­вец­ких юнг – вос­пит­ан­ни­кам морс­ко­го кадетс­ко­го корпуса

1 сентября Новод­винс­кой кре­пос­ти вру­чили знак «Мор­ское нас­ле­дие России»

Фото Николая Гернета

1 сентября Сох­ране­ние объек­тов куль­тур­ного нас­ле­дия в Аркти­ке – воп­рос наци­ональ­ной безо­пас­ности России

Красочным фейерверком над Северной Двиной завершилось празднование юбилея “Дервиша“.

1 сентября Тор­жества в честь юби­лея «Дер­виша» завер­шились кон­церт­ом и салютом

Фото пресс-службы САФУ

31 августа Прин­цесса Вели­коб­рита­нии Анна посети­ла САФУ

Футбол объединил звёзд российского спорта и сборную Поморья

31 августа Фут­бол объе­ди­нил звёзд рос­сийско­го спор­та и сбор­ную Поморья

Исторические экспонаты переданы Северному морскому музею

31 августа От Север­ного флота – Север­ному музею

Медаль «Арктическая звезда» вручается с 2012 года за службу в кампаниях арктических конвоев 1941–1945 гг.

31 августа Север­ный мор­ской музей полу­чил в дар от прин­цессы Вели­коб­рита­нии «Аркти­чес­кую звезду»

31 августа При­ветст­вен­ные гудки ледо­колу-вете­рану «Кра­син» про­звуча­ли над Север­ной Двиной

Сергей Нарышкин: «Для меня большая честь встретиться с вами, с настоящими героями, с теми, кто писал героические страницы военной хроники». Фото Николая Гернета

31 августа Поздра­вле­ния вете­ра­нам кон­во­ев – от имени Пре­зи­ден­та Вла­ди­ми­ра Путина

31 августа «Дер­виш-75»: Север­ный мор­ской музей рас­ска­жет о кара­ва­нах Победы

Губернатор Архангельской области Игорь Орлов приветствует ветеранов и представителей официальных делегаций. Фото Николая Гернета

31 августа «Дер­виш-75»: под­виг тех, кто был участ­ни­ком кон­во­ев, будет жить в памя­ти поколений

31 августа «Почта Рос­сии» под­гото­вила спец­гаше­ние в память о север­ных конвоях

Её Королевское Высочество посетила британское воинское захоронение на Вологодском кладбище

31 августа Прин­цесса Вели­коб­рита­нии Анна почтила память соотеч­ес­тве­нни­ков

Митинг также транслируется на сайте ГТРК «Поморье», телеканале «ПС» и на сетевизоре «Правда Севера».

31 августа Пря­мая транс­ля­ция тор­жест­вен­ного митин­га, посвящ­ён­ного 75-ле­тию «Дервиша»

Знак «Дервиш-75» учреждён оргкомитетом по подготовке и проведению торжеств, посвящённых юбилею прихода первого союзного конвоя в Архангельск

31 августа Игорь Орлов вру­чил прин­цессе Анне памят­ный знак «Дер­виш-75»

Яркие музыкальные и хореографические номера стали отражением героических страниц Великой Отечественной войны

31 августа «Дер­виш-75»: празд­ни­чный кон­церт для гос­тей и участ­ни­ков празд­но­ва­ния юбилея

Игорь Орлов: «Подвиг героев-моряков навсегда останется в памяти потомков»

31 августа Офи­циаль­ное поздра­вле­ние с 75-лети­ем «Дервиша»

31 августа «Дер­виш-75»: про­фес­си­она­лы морс­ко­го дела взяли курс на сод­руж­ес­тво

Оркестр морской пехоты Королевских военно-морских сил Великобритании впечатлил зрителей отточенными движениями и волшебной музыкой

30 августа Оркестры из Рос­сии и Вели­коб­рита­нии обменя­лись «музы­каль­ным руко­пожа­ти­ем»

На выставке представлены обмундирование солдат Великобритании, США и СССР, их оружие и транспорт

30 августа На пло­щади перед архан­гель­ским Драм­те­ат­ром рабо­та­ет выставка «Союз­ники и ленд-лиз»

Автор мемориальной доски –заслуженный художник России Сергей Сюхин

30 августа Глав­ный кор­пус САФУ украси­ла мемо­риаль­ная доска в честь 75-ле­тия Север­ных конвоев

30 августа По­сол Австра­лии Питер Теш: «Мы чтим память погиб­ших во имя мира»

Справочник документов